A Обычный
A Средний
A Большой
Цвет фона
T Белый фон
T Черный фон
Версия для
слабовидящих
Главная » О музее » Проекты » Культурно-просветительный проект "Как воспитывали дворянских детей"

Культурно-просветительный проект "Как воспитывали дворянских детей"

Культурно-просветительная программа  

"Отроку благочестие блюсти, или Как воспитывали дворянских детей"

Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее входят 8 тематических занятий-игр и заключительный бал. Занятия проходят с частотой раз в месяц начиная с сентября на территории двух усадеб: Дома Волконских и Дома Трубецких. Продолжительность каждого занятия – 45 минут.

«Нелли приглашает гостей»

На первом занятии детей встречают Нелли Волконская и ее гувернантка, которая приехала издалека. И Нелли знакомит  гостей со своим домом и с историей своей семьи. Данное занятие служит ознакомительным целям, дети получают представление о том месте, в которое они теперь будут регулярно приходить. Это занятие построено в виде полилога между Нелли, учительницей и детьми. Дети отвечают на вопросы Нелли или учительницы, что способствует их погружению в новые обстоятельства.

«Путешествие по старому Иркутску»

Во время второго занятия Нелли знакомит детей уже не просто со своим домом, но с городом, в котором она живет. Перед детьми ставится задача попасть вместе с Нелли к губернатору на бал. Разделившись на три команды, дети следуют по игровому маршруту на карте Иркутска с вопросами по истории города. Данное занятие, построенное в виде интерактивной игры, позволяет детям познакомиться с историей родного города, узнать историю значимых для города мест.

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

На третьем занятии дети вместе с Нелли отправляются в гости в дом Трубецких. Знакомясь с историей семьи Трубецких, дети осознают, что означают давно знакомые им слова «семья», «род», «фамилия», «династия», «реликвия». Также они составляют генеалогическое древо, наклеив заранее подготовленные сотрудниками музея листики на ствол, а затем уже дома в беседе со своими родителями они дополняют это древо именами своих дедушек и бабушек или даже их изображениями. Это древо они также вклеивают в свой дневник

«Рождество в дворянском доме»

Следующее занятие посвящено силуэтному рисунку. Дети узнают историю силуэтного рисунка и знакомятся с Этьеном де Силуэтом. Они также узнают о таком виде искусства, как театр теней, и становятся зрителями рождественского представления театра теней. Перед этим дети сами вырезают силуэты звезды, ели и барашек, которыми украшают праздничный занавес теневого театра. Перед этим занятием дети получают задание – узнать историю такого праздника, как Рождество.

«Принимаем гостей»

В начале занятия детям представляется шуточная сцена, как незнакомый с застольным этикетом человек вел себя на званом ужине. Дети объясняют, что именно он делал неправильно. Потом с детьми сотрудники проходят в столовую. Там дети должны сначала сами накрыть на стол, потом Нелли делает им необходимые замечания и объясняет, как должен быть накрыт стол. Она объясняет, что именно хозяйка дома должна следить за всеми приготовлениями, а кавалер должен ухаживать за барышней за столом. Дети также знакомятся со специальными столовыми приборами XIX века и пробуют ими воспользоваться.

«Мужские и дамские тайны»

Нелли знакомит девочек с основными видами популярного в XIX веке рукоделия. Девочки знакомятся с цветочной символикой, им демонстрируют подлинную бисерную вышивку XIX  века, и они пробуют разгадать значение узора. А потом рисуют свой узор для вышивки, а также знакомятся с языком веера. Они также учатся делать реверанс и узнают об особенностях костюма того времени. Они узнают о том, как должна вести себя девочка в обществе, узнают об основных женских добродетелях. Мальчикам в это время рассказывают о видах войск, демонстрируя отличия в амуниции и назначении. Затем мальчики играют в напольную военно-стратегическую игру «Наполеон». Так же, как и девочки, они разучивают мужской поклон. Мальчикам рассказывают о военных подвигах хозяина дома, его воинских заслугах, тем самым демонстрируя проявления патриотизма и отваги.

«И здесь картина оживает»

Учитель знакомит Нелли и детей с такими понятиями, как «портрет», «автопортрет», «пейзаж» и «натюрморт». Затем дети проходят по дому и описывают картины, которые они видят в доме, являются ли они пейзажем, портретом или натюрмортом. С помощью пустой рамы они составляют затем сами натюрморты из предложенных предметов (ваза с цветами, овощи, фрукты, самовар), а затем зарисовывают их в своем альбоме.

«Готовимся к балу»

На уроке танца ученики погружаются в атмосферу подготовки к балу – важнейшей составляющей праздничной культуры дворянина XIX  века. Сотрудники музея открывают занятие полонезом, а затем дети разучивают танцевальные позиции рук и ног. Мальчики учатся правильно подавать руку девочкам, и все вместе разучиваем полонез для бала.

«Весенний бал в Доме Волконского»

Дети получают возможность потанцевать на балу, мальчики учатся делать комплимент девочке, а девочка учится вежливо отвечать на комплимент. Дети играют в традиционные бальные игры XIX века (фанты, жмурки, бильбоке) и танцуют полонез. Каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свой талант на балу.